История одной случайности – как изобрели триплекс

Сейчас небьющимся стеклом уже никого не удивишь. Безопасные автомобильные стекла, сверхпрочные стеклянные витрины и лестницы, элегантная и практичная мебель из стекла – триплекс стал неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей, облегчая ее и делая более безопасной. Но так было далеко не всегда – своим открытием триплексное стекло, как и большинство чудесных изобретений, обязано счастливой случайности.

В 1903-м году французский химик Эдуард Бенедиктус, проводя очередной опыт в своей лаборатории, настолько увлекся работой, что имел неосторожность уронить большую стеклянную колбу на пол. Каково же было его удивление, когда колба при падении не разлетелась на десяток осколков, как и было положено изделию из стекла, а лишь покрылась сеткой мелких трещин, полностью сохранив свою форму. Ученый определил, что явление это связано с едва заметной целлюлозной пленкой, образовавшейся на стенках колбы после того, как из нее выветрился коллодий (раствор густой целлюлозы в смеси эфира и спирта).

История одной случайности – как изобрели триплекс

В тот момент Бенедиктус не придал своему маленькому открытию особого внимания. Но уже очень скоро, узнав из новостей о большом дорожно-транспортном происшествии, в результате которого множество людей пострадало именно от осколков разбитых стекол, ученый не просто вспомнил уцелевшую колбу, но и всерьез задумался о создании совершенно нового материала – стекла, которое бы даже при повреждении оставалось целым.

Химику провел целый ряд экспериментов прежде чем ему удалось создать первый триплекс – своеобразный «бутерброд» из двух стекол, склеенных нитратом целлюлозы. Странная конструкция оказалась на удивление прочной – ее можно было бросать на пол, бить молотком – благодаря скрепляющей их пленке стекла сохраняли целостность и не разлетались на осколки.

Получив в 1909-м году патент на свое изобретение, Бенедиктус предложил его автопроизводителям, которые отказались от использования триплекса, понимая, что оно неизменно повлечет за собой подорожание автомобилей. А вот военные всерьез заинтересовались новым материалом – во время Первой мировой войны из него делали стекла противогазов.

История одной случайности – как изобрели триплекс

Первым автопроизводителем, использовавшим в 1919-м году триплексное стекло, стал Генри Форд. А уже спустя 15 лет, все автомобильные лобовые стекла стали делать из безопасного изогнутого триплекса.

В наши дни область применения триплексного стекла давно вышла за рамки автомобилестроения – сверхпрочный и безопасный материал успешно используется в строительстве, декорировании помещений, создании невероятно воздушного и в то же время практичного современного интерьера.